Безопасность детства

КАК ЭФФЕКТИВНЕЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ОБУЧЕНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском. Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования.  Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

  • Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения. Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.   Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок – родители.
  • Следует учитывать особенности детской психики, повышенную впечатлительность детей. Недопустимо акцентировать их внимание только на страшных последствиях пожаров, наводнений. Такой подход может травмировать психику ребёнка, привести к тревожности, страхам, стрессам, фобиям и даже стойким неврозам.
  • Большое значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации о безопасности и к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно использовать свойственные им «возрастные страхи», сопряжённые с высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатой фантазией. Углубляя знания детей об окружающем, мы формируем у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

Образовательная работа с детьми осуществляется в следующих направлениях:

Вторая младшая, средняя группы:

  • Обучение детей правилам пожарной безопасности
  • Обучение детей правилам дорожного движения
  • Обучение детей правилам поведения на воде
  • Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись
  • Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми
  • Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений
  • Обучение безопасному общению с животными

Старшая, подготовительная группы

  • Обучение детей правилам пожарной безопасности
  • Обучение детей правилам дорожного движения
  • Обучение детей правилам поведения на воде
  • Обучение детей правилам поведения, чтобы не потеряться, а также правильным действиям в случаях, когда они потерялись
  • Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми
  • Обучение детей правилам безопасности по предупреждению травматизма и отравлений
  • Обучение детей правильному поведению во время стихийных бедствий
  • Обучение безопасному общению с животными

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами. Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.