Инклюзивное образование

В настоящее время в МАДОУ "Детский сад №12" г Усинска детей с ограниченными возможностями нет.

Что такое "инклюзивное образование"

На сегодняшний день в России более 13 млн инвалидов, из них 540 тысяч детей. Около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями обучается в инклюзивных школах. Термин "инклюзивное образование" пришел к нам из Европы. В переводе с французского он значит "включающий в себя".

Инклюзивное образование - это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Особенности организации инклюзивного образования в ДОУ

Инклюзивный подход к образованию детей-инвалидов связан с социальным заказом общества и государства. В целом система обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов использует потенциал как специальных, так и общеобразовательных учреждений и ориентирована на наиболее часто встречающиеся проблемы ребенка.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.

1. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.

2. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Оказание образовательных услуг детям-инвалидам осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения врачей – специалистов при наличии выписки из истории развития ребенка, не более 1-2человек на группу с сопровождающим взрослым.

Выбор модели по оказанию образовательных услуг ребенку-инвалиду основывается на следующих показателях:

  • особенность развития ребенка;
  • характер продвижения ребенка в процессе образования;
  • степень интеграции ребенка в коллектив сверстников;
  • желания и запросы родителей (законных представителей).

Выбор содержания, форм, средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках каждой модели определяется общеобразовательной программой ДОУ.